Левиафан — чудовище, описанное неоднократно в Ветхом Завете и других иудейских и христианских источниках. Некоторые демонологи считают, что он относится к демонам и даже является адским принцем. А в определенных современных хаотических религиях он считается верховным божеством.
Чудовище Левиафан — зверь из библейской истории
В библейских притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако есть упоминания и о существах, не имевших пары и сотворенных в единственном роде.
Возможно — это отражение древних античных мифов о таинственных морских и земных созданиях, поражающих глаз и являющихся настоящими чудищами или монстрами. Такие легенды встречаются у всех народов мира, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не являются исключением.
Одним из подобных зверей было чудовище Левиафан, морской зверь невиданной силы и величины. Он подробно описывается в книге Иова, где Господь объясняет свой замысел по созданию этого зверя. Там же частично описывается и его облик. Левиафан обладает двумя челюстями, огромным, покрытым прочнейшей чешуей телом, огнедышащим и способным испарять моря.
При этом, вопреки некоторым более поздним источникам, отдельно отмечается, что само по себе это чудовище никоим образом не относится к демонам или злым адским силам, а лишь является манифестацией и символом безграничной силы Господа.
Не был Левиафан в Библии и единственным таким существом. Ветхозаветные книги и притчи сообщают, что таких зверей было двое. Вторым был Бегемот, именем которого впоследствии назвали демона. Бегемот и Левиафан в книге Иова описаны как творения Бога, с которыми не под силу совладать ни одному оружию, ни смертному, ни ангелу.
Считается, что поймать, покорить и тем более убить этих существ невозможно. Погибнут они лишь во время Страшного Суда, убив друг друга, а их мясом будут пировать спасенные праведники.
История Левиафана и параллели с другими народами
Самые первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских и египетских мифов. Издревле в Египте считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле — сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где вполне могли трансформироваться в сущность Левиафана.
Также упоминается похожее существо и в древневавилонских легендах. В них бог Баал стал единственным, кто смог повергнуть Левиафана — самого сильного слугу, личное морское чудище бога моря по имени Яма.
В образе Левиафана прослеживается весьма интересная параллель со скандинавской мифологией — там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер неустанно поедают воины, погибшие в бою. Это — однозначное совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его мясо после Страшного Суда.
Другой же отсылкой к скандинавской мифологии является и змей Йормунганд — такое же мифическое морское чудовище. Да и сама сцена Страшного Суда, в которой однозначно будут сражаться мифические звери, очень похожа на скандинавский Рагнарёк — конец света.
Легко можно провести параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой, или же с Лернейской Гидрой. А в древнерусской мифологии этот образ однозначно позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо.
И подобные аналоги могущественных морских существ с крайне сходными чертами есть практически во всех религиях мира и традициях, что может удивить даже самых заядлых скептиков.
По мнению же ученых, в средние века и в древности с Левиафаном часто могли путать морских зверей. Например, китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторые названия животных на латыни.
А в современной культуре Левиафан часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым. Например — с безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.
Демон Левиафан — кто же он такой
В связи с тем, что Левиафан в мифологии считался невероятно сильным и способным на огромные разрушения существом, многие средневековые исследователи и демонологии причисляли его к лику демонов.
Так, известный в шестнадцатом веке демонолог Бинсфельд отождествлял демона Левиафана с одним из смертных грехов — завистью, и причислял того к ангельскому чину серафимов. Он считал, что Левиафан — принц ада, стоящий на равной ступени по своей власти с Люцифером.
Другие же исследователи и многие толкователи Ветхого Завета считали, что Левиафан есть ничто иное, как одно из имен Сатаны. Это — его звериный, разрушительный аспект. Тем не менее большинство самых известных гримуаров, например, Ключи Соломона, никак не указывают на существование такого демона.
А это может являться уже весьма важным фактором в исследовании этой фигуры. Ведь большинство известных во всем мире демонов так или иначе, но фигурировали в ситуациях с одержимостями. Но в тщательно задокументированных и подробно описанных случаях одержимости демонами имя Левиафана ни разу не возникает.
Сейчас же превалирует точка зрения, что существо Левиафан, все же являет собой другую силу. Он никак не относится к конфликту Рая и Ада. Левиафан представляется абсолютно нейтральным владыкой морей. То же самое можно сказать и о сути древнегреческого Посейдона или римского Нептуна.
Эти боги занимали промежуточное место между Зевсом-Юпитером и Аидом-Гадесом. Однако такая нейтральная позиция в последние века привлекла к себе интерес множества исследователей. На их основе впоследствии даже сформировались некоторые отдельные культы.
В целом сейчас Левиафан является общим олицетворением громадного чудовища, которое прячется в морских глубинах и обладает невероятной силой. Культы поклонения ему присутствуют в крайне малом виде. А современная, равно как и древняя демонология не уделяет ему никакого должного внимания. Все это однозначно показывает отсутствие связи его с настоящими демонами.