Амфисбена в мифологии — двухголовая змея с Антильских островов

Амфисбена — название обитающего на Антильских островах и в некоторых регионах Америки пресмыкающегося, в просторечии называемого»туда-сюда», «двухголовая змея» и «муравьиная мать». Говорят, что ее кормят муравьи, а если ее разрезать её на две части, то они соединятся.

Амфисбена — что это за существо и где оно обитает

Амфисбена — мифическое существо из греческого фольклора. С греческого языка «амфисбена» переводится как «движущаяся в двух направлениях». Она представляет собой крупную, крайне ядовитую змею с двумя головами.

Место обитания — Ливийская пустыня. Древнегреческие мифы утверждали, что двухголовая гадина родилась из крови Медузы Горгоны, капающей из мешка, когда убийца-герой Персей летел над пустыней со своим страшным трофеем.

«Фарсалия» Лукана перечисляет настоящих и мифических змей, что были встречены воинами Катона в пустынях Африки. Одной из самых громоздких среди описываемых этим источником змей является тяжеловесная амфисбена. Плинием Старшим она была описана как крайне ядовитая змея.

Брунетто Латини в своей «Сокровищнице», энциклопедии обстоятельно описывает это существо. По его словам, оно является змеёй о двух головах, одна из которых расположена там, где и у прочих змей, а вторая — на хвостовой части. Обе головы ядовиты и способны ужалить, а глаза их пылают, точно свечи или зажжённые факелы.

В семнадцатом веке Томас Браун утверждал, что существование такой змеи невозможно, так как всякое живое существо имеет верх и низ, перед и зад, левую и правую стороны, а у амфисбены нет ни начала, ни конца.

В восемнадцатом веке Альберт Великий, богослов и философ, также не верил в существование подобной змеи. Леонардо да Винчи иронизировал над её описанием, говоря, что этой змее показалось недостаточно одной головы для выпускания яда.

Амфисбена упоминается не только в греческом фольклоре. В нескольких американских регионах и на Антильских островах таким названием обладает пресмыкающееся, чаще называемое «двуглавой змеёй» и «муравьиной матерью». По легендам, ей носят пищу муравьи. Кроме того, если рассечь амфисбену надвое, то обе половины вновь срастутся.

Амфисбене приписывались лекарственные свойства, которые описал Плиний Старший. Он же писал, что передвигаться амфисбена может, уцепившись одной пастью за другую и катясь, как колесо. Ему противоречит Лукан, говорящий, что змея о двух головах не может решить в какую сторону ползти и падает бессильно, не сумев договориться сама с собой.

Зато ей не страшен никакой холод. Исидор Севильский называет амфисбену единственной из змей, что без страха выходит в морозные дни или ночи и не замерзает, благодаря чему может обитать в любом климате. В целом, описания разнятся от источника к источнику.

Античность

Была известна грекам, хотя, описанная Луканом амфисбена ещё не двуходка, а двухглавая змея: «Страшная, с поднятой вверх двойной головой, амфисбена». Позднее определяется, что головы расположены у неё с обоих концов тела, глаза пышут пламенем, а сама она так горяча, что растапливает снег.

Упоминание громоздкой амфисбены с двумя головами встречается в «Фарсалии» среди перечисления других змей, встреченных воинами Катона в пустынях Ливии. Она питалась трупами солдат.

У Плиния она — одна из разновидностей змея, который имеет ещё одну голову на конце хвоста «…словно одной головы ей мало, чтобы извергнуть свой яд». Он же прославлял её целебные свойства.

Эмблематика

Амфисбена — это змея о двух головах, одна на обычном месте, другая на хвосте; обеими она может ужалить, двигается проворно, и глаза у нее горят, как свечки [Брунетто Латини «Сокровищница»]

Пророчицы и женщины из высших слоёв общества, подчеркивали своё положение браслетами в форме амфисбены.

Образ амфисбены часто переплетался с символикой Уробороса, — в бестиариях и на книжных миниатюрах она, как правило, изображена кусающей себя за хвост (см. рисунок в начале страницы).

В итальянской рукописи XVI века, прицадлежащей графу Пьеру В.Пиоббу, амфисбена именуется хранителем «Великой Тайны» .

Геральдика

По умолчанию изображается как змей на двух когтистых лапах, часто с со сложенными (но не расправленными) птичьими крыльями, хвост которого увенчан второй головой. Обе головы, как правило, имеют уши и/или рога, которые, являясь индифферентными атрибутами, безразличны к описанию.

Помимо собственно амфисбены бытует термин «амфисбен(овый/ая)» применяемый к другим гербовым фигурам из числа живых существ. Обычно дополнительная голова придается фигурам, изобрающим змей или драконов.

Например, крылатый змей (с перепончатыми крыльями летучей мыши) с дополнительной головой именуется «амфисбеновой амфиптерой». Амфисбеновые змеи, по умолчанию имеют головы одинакового вида, за исключение Аспида, «основная» голова которого коронована, а «дополнительная» — нет.

Амфисбеновые драконы, в отличии от змей, имеют голову не на конце своего хвоста, а под ним (то есть в буквальном сиысле «на конце тела»). Нередкие изображения, где голова всё же находтся на хвосте, в большей степени характеризуют стыдливость, нежели осведомленность рисовальщика. При наличии двух дополнительных голов (случай почти гипотетический) мы имеем дело с «двуамфисбеновой» особью.

Литература

Амфисбена, наряду со скорпионом и аспидом, упомянута Джоном Мильтоном как обличье, часто принимаемое бесами-помошниками Сатаны.

«В XVII веке сэр Томас Браун, убежденный, что не бывает животного, у которого нет верха и низа, переда и зада, левой и правой стороны, отрицал существование амфисбены, у которой оба конца — передние.

В наши дни встречается ящерица, названная в честь этого дракона, и которая имеет рисунок на хвосте, который выглядит похожим на голову. Когда возникает угроза, ящерица поднимает хвост и бросается взад и вперед, чтобы спутать нападающего» [Х. Л. Борхес]

Психология

Согласно Дилю (Керл(15) — предполагает (вероятно) выражение ужаса и боли, вызываемых двойственными противоречивыми ситуациями. Как и все мифические животные, она обладает способностью человеческого разума переделывать реальный мир в соответствии со сверхлогическими правилами, создавая такие формы, в которых выражаются мотивирующие психические силы.

По легенде, когда самка амфисбены высиживает яйца, одна из ее голов все время бодрствует. В наши дни существует «тезка» амфисбены — ящерица с рисунком на хвосте, напоминающим голову. Когда на нее нападают, она поднимает хвост и размахивает им, чтобы сбить с толку атакующего.

Амфисбена — Эту мифическую змею подробно описал в I веке нашей эры римский писатель, ученый и полит деятель Плиний Старший, а вслед за ним — другие авторы. У Амфисбены две головы: одна спереди, другая на хвосте.

Благодаря этому она способна передвигаться в любом направлении, не разворачиваясь, и вдвое опаснее всех ядовитых змей. Глаза ее светятся, как светильники. Кроме того, Амфисбена, в отличие от всех других змей, не боится холода и может жить в любом климате.

Однако в XIII веке немецкий философ и богослов Альберт Великий не склонен был верить в реальность существования Амфисбены. А Леонародо да Винчи по поводу записок Плиния писал с нескрываемой иронией: »

У нее две головы… как будто не довольно с нее из одного места выпускать яд».

Говорят что Амфисбену кормят муравьи и что если ее разрезать на 2 части, то они соединятся.

Амфисбена — одно из геральдических животных, как и симплициссимус. На гербах она изображалась по-разному. Встречаются крылатые экземпляры, а также варианты с одной птичьей головой, в основном задней. Бывают изображения амфисбены, обладающей ногами и рогами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector